Задача 1 Разложить вектор По векторам и .
Пусть , т. е. ;
След. вектор .
Задача 2 Найти угол между векторами , если и векторы взаимно перпендикулярны.
Пусть - искомый угол между векторами ; рассм. векторы ; по усл-ю задачи ,
Т. е. 
.
Задача 3 Найти проекцию вектора на ось, Составляющую с координатными осями углы , если 
Рассм. вектор ; рассм. единичный направляющий вектор данной оси ; ; величину Вычислим из условия: ; .
Задача 4 Найти модуль вектора , если 
Вычислим
; .
Задача 5 Найти момент силы , приложенной в точке относительно точки , а также модуль и направляющие косинусы вектора силы 
1) , где ; ;
;
2) ;
Направл. косинусы вектора : ; ; .
Задача 6 Найти проекцию вектора на вектор , где 
Рассм. векторы 

; вычислим ; .
Задача 7 Вычислить объём пирамиды с вершинами в точках 
Рассм. векторы и рассм. смешанное произведение
;
Искомый объём пирамиды равен .
Задача 8 В треугольнике известны координаты вершин: .
Найти угол и составить уравнение средней линии, параллельной стороне 

1) определим угол из равенства: ;
Рассм. векторы ; вычислим ; ;
2)составим уравнение средней линии ; вычислим координаты точек : ;
; составим теперь уравнение прямой : .
Задача 9 В равнобочной трапеции известны координаты трёх вершин: Найти координаты вершины и острый угол, если стороны параллельны.
1) Рассм. векторы и рассм. скал. произведение След. - острый ( - равные острые углы трапеции );
Вычислим 
;
2) составим уравнение стороны Как прямой, проходящей через точку Параллельно прямой 
Составим уравнение прямой из условия, что она пересекает прямую под острым углом :
Рассм. угол между прямыми : Вычислим 
; уравнение прямой :
Определим координаты точки Как точки пересечения прямых :
.

Задача 10 Составить уравнение плоскости, проходящей через точки 
Пусть - искомая плоскость; рассм. векторы ;
Рассм. норм. вектор ;
Рассм. произв. т. и рассм. вектор ; , т. е. 
Задача 11 Составить уравнение прямой , которая, проходит через точку перпендикулярно к вектору и пересекает прямую .
Рассм. т. и рассм. векторы ;
Пусть - плоскость, в которой лежат прямые ; тогда векторы ; рассм. вектор ; вектор , след. ;
Векторы , след. векторное произведение можно взять в качестве направл. вектора прямой ;
; выберем ;
Запишем канонические ур-я прямой как ур-я прямой, проходящей через т. А параллельно
Вектору : ; параметрические ур-я прямой : 
Задача 12 Составить параметрические уравнения прямой , которая, проходит параллельно плоскостям
и пересекает прямые
.
1) , след. в качестве направл. вектора прямой можно взять вектор ; выберем ;
2) рассм. плоскость , проходящую через прямую и искомую прямую ; рассм. точку ; рассм. норм. вектор ;
Выберем ;
Ур-е плоскости : 
3)определим точку пересечения прямой и плоскости :
Рассм. параметрические ур-я прямой : ; подставим в ур-е
Плоскости : ;
;
Искомая прямая проходит через точку ( пересекает прямую в точке ); составим теперь ур-е прямой : ; параметрические ур-я прямой : .
Задача 13 Вычислить определитель третьего порядка, пользуясь определением; результат проверить разложением
Определителя по первой строке.

1) Непосредственное вычисление:

2) Разложение по 1-й строке:
.
Задача 14 Решить систему линейных уравнений по правилу Крамера и с помощью обратной матрицы.

Запишем данную систему уравнений в матричной форме: , (1) , где ; ; ;
Рассм. опред-ль матрицы : ,
след., матр. - невырожденная и можно применять формулы Крамера и вычислять обратную матр. ;
1) решим с – му ур – й (1) по правилу Крамера, т. е. с помощью формул: , , , где ,
;
;
;
Реш–е с–мы ур–й (1) в коорд. форме: , , ; вектор–решение с-мы (1): ;
2) получим реш–е с–мы ур–й (1) с помощью обратной матр. :
, след., матр. - невырожденная и существует обратная матр. ;
Умножим рав-во (1) слева на матрицу : , ; вычислим обратную матр. :
Находим алгебр. дополнения для всех эл-тов матрицы и составим из них м-цу :


Транспонируем м-цу и получим «присоединённую» м-цу 
Разделим все эл-ты присоедин. м-цы на опр-ль и получим обратную матр. :
; находим вектор-решение 
Задача 15 Установить, являются ли векторы линейно зависимыми.
Вычислим ранг системы векторов методом Гаусса, т. е. выпишем матрицу их координат и приведём её к ступенчатому виду:
;
Ранг матрицы , след. данная система векторов линейно зависима.
Задача 16 Исследовать систему линейных уравнений на совместность и в случае совместности найти её решение методом Гаусса.

Выпишем расширенную матрицу данной системы ур-й и приведём её к ступенчатому виду:

Имеем ; так как , то по теореме Кронекера - Капелли данная система уравнений совместна, а так как , то система имеет бесконечное множество решений;
Объявим свободной переменной и выпишем общее решение системы в координатной форме:
;
Общее решение системы имеет вид: 
Задача 17 Найти матрицу преобразования, выражающего Через , если

Запишем данные преобразования в матричной форме: , где матрицы и
Вектор - столбцы имеют вид: 
Рассм. ;
Вычислим матрицу .
Задача 18 Найти собственные числа и собственные векторы линейного преобразования, заданного матрицей

1) Находим собств. значения линейного преобразования , т. е. корни характеристического уравнения :
Рассм. 

- собств. значения (действ. и различные ) лин. преобр-я ;
2) находим собств. векторы линейного преобразования , соотв. собств. значениям :
А) Рассм. 
Рассм. Пусть , тогда вектор ;
Б) рассм. 
Рассм. Пусть , тогда вектор ;
В) рассм. 
рассм. Пусть , тогда вектор ;
След. собств. векторы линейного преобразования суть:
; ; .
|